Кожаный переплет может сделать даже из самой обычной записной книжки привлекательное, «статусное» изделие, которое с гордостью сможет положить на свой рабочий стол директор крупнейшей фирмы.
Впрочем, это далеко не единственный вид переплета, а его выбор является лишь еще одним способом сделать печатную продукцию уникальной и неповторимой.
Сегодня мы слегка погрузимся в историю переплетного дела и рассмотрим варианты, используемые при современном производстве книгопечатной продукции.
Это совокупность деталей, защищающих печатный блок книги. Проще говоря, – это привычные для нас обложка и корешок.
Если вы когда-нибудь разглядывали книжный блок, то хорошо представляете, что это не просто стопка бумаги, а несколько отдельных тетрадей. Прежде чем поместить их в красивую обложку, производится брошюровка – их надежное скрепление. Лишь после этого изделие переплетается.
Чтобы в дальнейшем вас не смущали странные термины, давайте сразу разберемся, из каких же частей состоит обычная книга.
Основа любой книжки, будь то художественная литература или офисные принадлежности вроде блокнотов и ежедневников – это бумажный блок. Он может выполняться в различных форматах и подвергаться отделке.
Обложка книги, как мы привыкли ее называть, на самом деле состоит из нескольких частей: двух крышек и корешка, которые также могут иметь различную отделку: от обычной печати до оформления кожей.
Сам корешок состоит из двух частей: отстава – картонной или бумажной полосы, равной ширине блока, и декоративного материала, укрывающего его.
Специальная «канавка» в месте соединения крышек и корешка, хорошо заметная на твердом переплете, способствует легкому открытию обложки. Она называется рубчиком.
Если взглянуть на место соединения книжного блока и корешка сверху, то можно заметить тонкий краешек ленты – каптал. Он служит для украшения и обеспечивает дополнительную прочность соединения страниц.
Если открыть книгу, первое, что нас встретит – это специальный лист, перекрывающий первую страницу блока и внутреннюю сторону крышки. Он называется форзацем. У художественной литературы он обычно пуст, а вот переплет ежедневников обычно включает форзацы, украшенные картами и печатью другой полезной информации. Разворот между последней страницей и задней крышкой иногда называют нахзацем.
И последний, необязательный элемент – суперобложка. Она украшает и защищает книгу. Например, если используется строгий кожаный переплет с золотистым тиснением, суперобложка будет выполнять рекламную функцию, предоставляя покупателю содержание и красочную иллюстрацию или фотографию автора.
Для офисной печатной продукции этого не требуется, поэтому суперобложки не используются, зато дорогой ежедневник в кожаном переплете нередко оснащается тоненькой ленточкой-закладкой – ляссе, лишь изредка присутствующей в изданиях литературных произведений.
Что интересно, все эти элементы практически без изменений пришли к нам с самого момента своего первого появления.
Исследователи утверждают, что первые переплеты, в том виде, к которому мы привыкли, появились еще во II веке. В то время книги нередко состояли лишь из одной тетради, но даже в таком тонком варианте они оснащались полноценным переплетом.
В качестве основы использовался некий аналог современного картона, созданный из склеенного папируса. Наиболее ценные книги (в основном религиозные) отделывались кожей.
В эпоху средневековья взамен папирусным крышкам пришли пергамент и дерево. Кожаный переплет не потерял популярности, но для оформления начали использоваться и другие материалы: замша, ткань, а в XVI веке их дополнил и пергамент. Кроме оформления обложки эти же материалы применялись и для выклейки форзацев.
Что касается переплетного дела в нашей стране, то до самого конца XVII века крышки книг делались из дерева и крепились на кожаные ремни, которыми были шиты тетради блока.
Кожаный переплет пользовался большой популярностью, но отличался от изделий из других стран. Основное отличие крылось в отсутствии форзаца (внутренняя сторона крышек просто оклеивалась пергаментом или кожей) и кантов обложки (крышки обрезались вровень с блоком). Второй интересный момент – оснащение книги ремнями-застежками.
Переплеты тех времен делились на окладные и обиходные. Для первых использовались дорогие материалы и сложные приемы отделки: от тканей до драгоценных камней. Для вторых – материалы попроще: кожа, холст. Такие книги, в лучшем случае, украшались металлическими уголками и тиснением.
Реформистская деятельность Петра I коснулась и переплетного дела. Уже в XVIII веке переплет обрел более строгий и стандартный вид. Его отличительной особенностью является использование картона вместо дерева и небольших бинтовых жгутов для прошивки тетрадей. Обтянутые кожей они выглядели объемно и четко делили корешок книги на несколько частей, в одной из которых указывалось ее название.
Ближе к XIX веку начал использоваться полукожаный переплет, когда кожей отделывался лишь корешок и углы, а основная часть обложки обклеивалась бумагой, раскрашенной вручную.
Примерно в начале XX века переплетное дело обрело современные черты и практически без изменений (если не считать современную автоматизацию большинства процессов) существует по сей день.
Познакомившись с историей, можно подробнее остановиться на современных вариантах.
Самый распространенный и надежный вид твердого переплета.
Переплетная крышка (обложки и отстав) выполнена из трех картонных деталей (иногда отстав делается бумажным, чтобы получить полукруглый корешок), скрепленных покрывным материалом. Например, в качестве его используют плотную мелованную бумагу с полноцветной печатью и лаковым покрытием.
Книжный блок надежно прошит и проклеен, а также нередко украшен капталом. Всегда присутствуют форзацы.
Существует альтернативный метод производства переплетной крышки. В этом случае ее детали покрываются материалом только с внешней стороны, а внутри крепятся небольшими клапанами, скрываемыми под форзацами.
Этот вид полностью аналогичен предыдущему. Отличием является лишь использование других покрывных материалов. Сюда можно отнести ежедневники в кожаном переплете или с отделкой обложки текстилем.
Этот вид очень похож на 7Б и 7БЦ, но крышка изготавливается из цельного картонного листа, украшенного печатью и защищенного ламинацией. Картон используется менее плотный, поэтому изделия получаются более легкими, но практически такими же долговечными.
Все вышеперечисленные переплеты хорошо подходят для дорогих книг или подарочной печатной продукции: телефонных и записных книжек, ежедневников.
Мягкий переплет с клеевым соединением без швов (КБС) – наиболее популярный и дешевый современный способ. Обложка производится из цельного листа не очень плотного картона, покрытого обычной матовой или глянцевой ламинацией или фактурной пленкой. Картон изгибается и приклеивается к блоку на специальных клеевых машинах.
Мягкий переплет с клеевым швейным скреплением лишь немногим отличается от предыдущего варианта. В этом случае тетради блока предварительно прошиваются, и только потом вклеиваются на машине в цельную обложку. Такая конструкция значительно прочнее и надежнее, при этом достаточно дешева и доступна.
Данный вид похож на КБС, но при его использовании клей заменяется специальной липкой лентой. Она прикладывается к внутренней части корешка и при совмещении с торцом блока нагревается, что обеспечивает надежное крепление.
Такой метод крепления обложки к бумажному блоку относится скорее к брошюровке. Тем не менее, он пользуется большой популярностью, особенно при производстве календарей и разнообразных изделий для записей: общих тетрадей, блокнотов, планингов. Даже переплет ежедневников иногда осуществляется скрытой или полускрытой пружиной.
Аналогом такому креплению можно считать разъемные металлические кольца, позволяющие менять бумагу и аккуратно извлекать страницы.
Еще один способ брошюровки – сбор изделия с помощью металлических скоб. Ими прошивается бумажный блок вместе с обложками, выполненными из плотной бумаги. Иногда используются так называемые «евро скобы» со специальным изгибом для удобства подшивки полученных книг в папки.
И последний вид переплета, не использующийся для книг – это «металбинд». Листы бумаги и картонные, предварительно оформленные, обложки в этом случае складываются в ровную стопку и зажимаются в прямоугольном металлическом канале. Он обеспечивает настолько плотное крепление, что лист невозможно удалить, не повредив. В то же время, канал можно разжать и вынуть лишние листы (или добавить новые) и повторно произвести обжим.
Как вы смогли убедиться, переплет не утратил своей актуальности и остался неизменен основным принципам на протяжении практически двух тысяч лет и по сей день остается не только способом соединить листы в цельную книгу, но и защитить и украсить ее.
Отдельно стоит отметить переплет ежедневников, записных книжек и других офисных изделий для записи. Именно он превращает обычную, ничем не примечательную вещь в стильный и дорогой аксессуар. А полученные вами знания помогут выбрать действительно качественное и долговечное изделие.