Сейчас существует огромный выбор средств персонализации печатной продукции и создания уникального дизайна. Классическое тиснение золотом – лишь один из эффектных приемов создания фактурных надписей и логотипов. О нем и других видах тиснения мы расскажем далее.
Прежде всего, что же такое тиснение? Это нанесение на бумагу, картон или другой материал изображения с помощью специального пресса.
Этот прием используется при оформлении самой разнообразной печатной продукции: от визиток и записных книжек до дорогих изданий художественных произведений.
Его популярность легко объяснима. Тиснение (фольгой или обычное) позволяет сделать надписи на переплете заметными и легко читаемыми. Самый простой пример, который, наверняка, вам хорошо знаком – нанесение рельефного логотипа на кожаный переплет строгих деловых ежедневников и другой офисной продукции. Но применяется он также и на бумажных изделиях: обложках папок или глянцевых журналов, открытках, визитках, приглашениях и других материалах.
К слову, изображение, нанесенное тиснением, далеко не всегда бывает вогнутым, нередко можно встретить и выпуклые варианты. В любом случае придание рельефа – лишь один из приемов оформления, который весьма удачно может сочетаться с другими элементами.
Давайте подробнее остановимся на видах тиснения, используемых в современном производстве и сочетании их с другими вариантами оформления.
На данный момент используется две разновидности тиснения, различающихся как по техпроцессу, так и по результату.
Основой для блинтового (слепого) тиснения служит заранее подготавливаемый металлический (латунный, медный, цинковый, магниевый) или прочный пластиковый штамп. Его изготавливают методом гравировки или фрезерования на автоматизированном станке.
Штамп устанавливают в специальный пресс, благодаря которому на изделие наносится глубокий, очень фактурный отпечаток.
Нанесение изображения может происходить как холодным, так и горячим способом. Во втором варианте штамп, закрепленный в подвижной головке пресса, нагревается до определенной температуры.
Использование того или иного метода зависит от материала отделки изделия. Например, с синтетическими материалами (искусственная кожа) особенно хорошо работает горячее тиснение. Из-за небольшого нагрева внутренние поверхности изображения получаются гладкими и слегка глянцевыми. Контраст с матовой, фактурной основной отделкой выгодно выделяет нанесенную надпись или логотип.
В отличие от первого метода, конгревное тиснение предоставляет большее разнообразие результатов. Прежде всего, его обеспечивает сама технология: здесь вместо одного штампа используется две рельефные пластины: матрица и контрматрица.
Зажимая материал между ними, можно получить значительно более рельефный рисунок, который, к тому же, одинаково хорошо наносится как на толстые, так и на тонкие материалы.
Кроме того, в отличие от блинта, в результате конгрева изображение получается выпуклым. Например, это могут быть надписи на визитках из тонкого картона, разнообразные рамки и другие декоративные элементы.
Существует и обратный конгрев, формирующий вогнутые элементы, но он пользуется значительно меньшей популярностью.
Элементы матрицы могут иметь разный профиль (купол, плоскость с острыми или скругленными углами, треугольник), благодаря чему можно добиться высокой аккуратности и разнообразия рельефа наносимого рисунка.
Дополнительную свободу при нанесении дарит фольгирование, являющееся отличным дополнением. Его также существует несколько видов.
Тиснение золотом, серебром, перламутром и другими цветами производится с использованием специальной фольги. Оно применяется как при блинте, когда заполняются углубления наносимого изображения, так и при конгреве, где блестящим материалом покрывается выступающие элементы.
Его существует также два вида, но рассматривать мы их будем в обратном порядке, так как традиционному тиснению наиболее соответствует горячее нанесение материала.
Единственное отличие от обычного горячего блинтового или конгревного тиснения – это использование фольги. В данном случае она представляет собой не простой тонкораскатанный металл, а сложную многокомпонентную систему.
В нее послойно входит:
Под воздействием высокой температуры в месте прижима штампом разделительный слой расплавляется, из-за чего происходит соединение внутренних компонентов, с поверхностью посредством термоклея. Чем качественнее компоненты в составе фольги, тем красивее и долговечнее получится отпечаток.
На сегодняшний день выпускается огромный ассортимент разнообразной фольги. И все большую популярность набирают перламутровая и голографическая фольга, дающая радужные переливы при попадании света.
В зависимости от требуемого тиража подбирается материал для изготовления штампа.
Для маленьких тиражей подходят дешевые цинковые заготовки. При тираже до 5000 оттисков в дело идут штампы из магния, но на них достаточно сложно получить четкие острые углы. Гораздо лучшие показатели у изделий из меди, способных выдержать до 100 четких отпечатков. Самые лучшие штампы изготавливаются из латуни и стали. Ими можно нанести изображения более чем на миллион экземпляров продукции. Однако сами заготовки в этом случае наиболее дороги.
Горячее тиснение фольгой может производиться на широком спектре разнообразных материалов. Единственным условием является их хорошая устойчивость к высоким температурам, поэтому нанесение не может производиться, например, на синтетические пленки.
Процесс холодного переноса фольги значительно более прост и может осуществляться на большинстве производств.
Процесс состоит из следующих этапов. Путем трафаретной или офсетной печати на изделие наносится требуемое изображение. Вместо чернил используется специальный клей. Далее к нему прижимается полотно фольги, а после схватывания ее излишки удаляются, оставляя на изделии золотое тиснение.
Стоит оговориться, что в этом случае оно получается практически плоским, но на листе с нанесенным изображением может быть произведен конгрев, придающий дополнительную фактуру.
Данный метод нанесения можно разделить на два подвида: «сухое» и «мокрое».
В первом случае клей перед прижимом фольги слегка подсушивается, чтобы ускорить процесс схватывания, во втором – сушка производится уже после припрессовки.
«Мокрый» метод считается более прогрессивным, так как достаточно трудно подобрать оптимальное время подсушки при «сухом», но и у него есть свои недостатки: возможная несовместимость клея с краской, используемой в фольге, и некоторая вероятность растрескивания рисунка после высыхания.
Сейчас при производстве используются специальные УФ-клеи, затвердевающие при воздействии на них ультрафиолетовым излучением. При этом материал для «сухого» и «мокрого» метода нанесения имеет существенные отличия: так как во втором случае клей требуется сушить уже после нанесения фольги, то она должна пропускать УФ-излучение.
Процесс холодного тиснения практически полностью автоматизирован. На линии осуществляется подача основы. На нее с помощью принтера периодически наносится клеевой рисунок. Сверху подводится лента фольги, которая припрессовывается к материалу с помощью двух валиков: твердого и мягкого, а после них – удаляется ненужная ее часть.
Положение УФ-лампы зависит от выбранного способа нанесения. В «сухом» она расположена до валиков, в «мокром» – после, но до разделения листов. Во втором случае лампа должна быть большей мощности, так как необходимо обеспечить прохождение ультрафиолетового излучения сквозь светоотражающий слой фольги.
Тиснение, как уже говорилось, отлично сочетается с некоторыми другими способами отделки.
Например, конгрев является отличной послепечатной обработкой. То есть, сначала на изделие методом шелкографии или УФ-печати наносится полноцветное изображение, а потом выполняется выборочное тиснение элементов или одновременное нанесение фольги на отдельные объекты.
Также стоит отметить применение вместо листовой фольги ленты с отдельными голограммами, которые также могут наноситься методами горячего или холодного тиснения. В отличие от обычного процесса фольгирования, здесь требуется повышенная точность при совмещении голограммы и области ее назначения.
И последним выделим классическое тиснение золотой фольгой, выполняемое на ежедневниках премиум-класса, отделанных натуральной кожей. Оно не выходит из моды, так как подчеркивает уровень используемых материалов и прекрасно сочетается с металлическими позолоченными уголками, защищающими изделие от износа.
Guest
|
Отличная статья, тиснение фольгой - технология, которая добавляет роскошь изделию, мы типография |
РОман
|
С тиснением у нас часто заказывают визитки и приглашения. Помимо золотого часто просят красное и голографическое. Весь спектр тиснения от компании Printside |